Между вчера и сегодня
Еще в 1998-ом году, когда я только приступил к своей корреспондентской деятельности, а с интересом наблюдал уроки учителей, отличающихся творческим подходом к своей педагогической деятельности. Во время мониторинга открытых уроков, организованных Советом по образованию, я обратил внимание на то, как креативная работа учителя положительно отражалась на восприятии преподаваемого материала. Этого нельзя было добиться ни приказом, ни указом. Творческий подход к работе, учет требований времени, интерес самих учащихся получали отражение в ходе урока, предлагаемых видах работ, разнообразии раздаточного материала. Уроки Махбубы Магеррамовой, Гасыма Самедова, Маисы Ахундовой относились к этой категории уроков. Педагогический и психологический такт, профессиональный подход, прекрасная аура в классе давала ожидаемый положительный результат. Я неспроста начал свою статью, сославшись на опыт работы учителей старшего поколения.
Героиня моей статьи – учитель начальных классов Лукьяненко Любовь Афанасьевна. Ее подход к работе, любовь и внимание к ученикам, вернули меня в далекие 90-е годы, я бы сказал, навеяли ностальгические воспоминания о моем детстве, о годах, проведенных в стенах школы. Я вспомнил своих учителей, которые входили в класс с журналом и кусочком мела в руках, но, несмотря на отсутствие какого-либо технического оборудования, добивались хороших результатов, увлекая нас в мир знаний.
Любовь Афанасьевна пришла в первый класс этой школы в 1962 году, и, по ее словам, открыла глаза на мир именно здесь. В Академии Наук СССР изучила методику Занкова, которую в дальнейшем использовала в своей работе. Эта методика получила положительный результат и во время работы с детьми сотрудников посольства СССР в Монголии.
В чем же была сущность этой методики? Эта дидактическая система, разработанная и подготовленная в 1960-х годах, широко использовалась московскими учителями. Разработанная академиком Л. В. Занковым, она представляла собой совокупность обучения, воспитания и развития и основывалась на непрерывном интересе учащихся к обучению, самостоятельности и непринудительному приобретению знаний.
Эта система использовалась в начальной школе, которая является основополагающей ступенью в системе образования. Мобилизация внутреннего потенциала и целенаправленное использование внешнего воздействия являются движущей силой и исходной точкой этого учения. Целью этой системы является не только развитие внимания и воображения, но и общее развитие личности, решительности и чувств. Стоит заметить, что система Л. В. Занкова основывается на идее выдающегося психолога Л.С. Выготского. Обучение в сочетании с развитием должно все время находиться на уровень выше, а ребенок во время этого процесса нуждается в постоянной поддержке взрослого, потому что, копируя действия взрослого, ребенок развивается.
Сотрудничество с целью развития не означает непосредственное решение проблемы, иногда и с помощью взрослых, а подразумевает организацию совместного поиска решения. Система Занкова принимает ребенка таким, каким он есть. Согласно этой системе, каждый ребенок воспринимается как индивидуум, обладающий собственным образом мышления, индивидуальностью развития и характера. Система охватывает как классную, так и внеклассную деятельность личности. Принципы данной концепции сдедующие: обучение повышенной степени сложности, ускоренное усвоение материала, ведущая роль теоретических знаний, привлечение к процессу обучения учащихся с разным уровнем знаний. Только совокупность всех принципов дает желаемый результат. Развитие личности не носит принудительный характер, а только пробуждает имеющийся потенциал. Интенсивная самостоятельная действительность влияет на развитие ребенка через эмоции. Вопросно-ответная работа напрямую связана с развитием мыслительной деятельности. В сравнении с обычной системой обучения этот метод дает более высокие показатели.
Тема урока Л.А. Лукьяненко, на котором я присутствовал, было введение и закрепление буквы «ч». Подача материала соответствовала возрастным особенностям учащихся. Урок был интегрирован с реальной жизнью, природой. Создавалось впечатление, что педагог украшает стол благоухающими плодами, каждый из которых имеет свой специфический вкус и аромат.
Слова, используемые в процессе введения темы, имели в составе букву «ч». Любовь Афанасьевна искустно сплетала венок из звуков, букв, слов и предложений, запечатлевая их в памяти учащихся. Это была жизненно важная цепочка, звеньями которой были те знания, та информация, которой делилась Л.А. Лукьяненко.
Создавалось впечатление, что это не просто урок по теме «Буква ч», а один из самых значимых моментов в жизни детей. Эта «цепочка» - родной язык. Педагог воспитывает в своих учащихся любовь к родному языку, родной Украине, ее литературе и культуре. Она нанизывала на нить слова, как жемчужинки, используя стихи, пословицы и поговорки.
Любовь Афанасьевна была олицетворением украинского учительства, духа, культуры и искусства украинского народа. Я восхищался увиденным. Как может одна буква создать так много значимых слов? Конечно, украинский язык очень богат, но мастерство педагога заключалось в ее умении найти именно те нужные слова, которые западут в душу, запомнятся навсегда, придадут своей речи красоту и глубокий смысл.
В ходе урока я пришел к выводу, что система Занкова все еще актуальна для Любови Афанасьевны. В классе чувствовалась полная гармония, которая обеспечивала физическое, обучающее, морально-воспитательное развитие личности. Я был свидетелем зарождения жизненно-важных понятий в сознании детей на уроке Л.А. Лукьяненко.
Я пытался предугадать, что же будет в будущем. Сегодняшняя тема урока заключалась в знакомстве только лишь с буквой «ч». Если введение всего лишь одной буквы превратилось в красочное представление, полное приятных неожиданностей, сопоставлений и сравнений, то что же будет потом… Педагог раскрывал своим ученикам такие понятия, как толерантность, взаимоуважение, забота о ближних, уважение и человечность. Любовь Афанасьевна использовала свой опыт и профессиональное мастерство, чтобы показать роль семьи в формировании личности, уважительном отношении к представителям других национальностей, их культуре и обычаям.
Она не просто хороший учитель, она отличный педагог и психолог. Способность разговорить своих учеников дается не каждому учителю. Но не в этом случае. Л. А. Лукьяненко - профессионал своего дела. Она удивляла меня постановкой вопросов, а ее ученики – ответами! Было очевидным, что учащиеся класса получили дошкольное образование и обладают определенным багажом знаний. В классе прошла волна оживления и создался рабочий шум, когда учитель привела пример и назвала слово «чеснок». Учащиеся рассказали о пользе и использовании чеснока в быту, затем построились и изобразили паровоз, издавая звуки «чух-чух», что было не только своего рода обобщением пройденного материала, но и физкультминуткой.
В заключение хочу еще раз отметить профессионализм данного педагога, ее умение обычную тему превратить в большое красочное представление, сделать это на уровне детского восприятия с учетом возрастных особенностей.
Ее мастерство в привитии детям любви к близким, Родине, уважения к окружающим, своей культуре, традициям и обычаям неоценимо. Я благодарен судьбе за возможность познакомиться с Любовью Афанасьевной Лукьяненко.
Еще в 1998-ом году, когда я только приступил к своей корреспондентской деятельности, а с интересом наблюдал уроки учителей, отличающихся творческим подходом к своей педагогической деятельности. Во время мониторинга открытых уроков, организованных Советом по образованию, я обратил внимание на то, как креативная работа учителя положительно отражалась на восприятии преподаваемого материала. Этого нельзя было добиться ни приказом, ни указом. Творческий подход к работе, учет требований времени, интерес самих учащихся получали отражение в ходе урока, предлагаемых видах работ, разнообразии раздаточного материала. Уроки Махбубы Магеррамовой, Гасыма Самедова, Маисы Ахундовой относились к этой категории уроков. Педагогический и психологический такт, профессиональный подход, прекрасная аура в классе давала ожидаемый положительный результат. Я неспроста начал свою статью, сославшись на опыт работы учителей старшего поколения.
Героиня моей статьи – учитель начальных классов Лукьяненко Любовь Афанасьевна. Ее подход к работе, любовь и внимание к ученикам, вернули меня в далекие 90-е годы, я бы сказал, навеяли ностальгические воспоминания о моем детстве, о годах, проведенных в стенах школы. Я вспомнил своих учителей, которые входили в класс с журналом и кусочком мела в руках, но, несмотря на отсутствие какого-либо технического оборудования, добивались хороших результатов, увлекая нас в мир знаний.
Любовь Афанасьевна пришла в первый класс этой школы в 1962 году, и, по ее словам, открыла глаза на мир именно здесь. В Академии Наук СССР изучила методику Занкова, которую в дальнейшем использовала в своей работе. Эта методика получила положительный результат и во время работы с детьми сотрудников посольства СССР в Монголии.
В чем же была сущность этой методики? Эта дидактическая система, разработанная и подготовленная в 1960-х годах, широко использовалась московскими учителями. Разработанная академиком Л. В. Занковым, она представляла собой совокупность обучения, воспитания и развития и основывалась на непрерывном интересе учащихся к обучению, самостоятельности и непринудительному приобретению знаний.
Эта система использовалась в начальной школе, которая является основополагающей ступенью в системе образования. Мобилизация внутреннего потенциала и целенаправленное использование внешнего воздействия являются движущей силой и исходной точкой этого учения. Целью этой системы является не только развитие внимания и воображения, но и общее развитие личности, решительности и чувств. Стоит заметить, что система Л. В. Занкова основывается на идее выдающегося психолога Л.С. Выготского. Обучение в сочетании с развитием должно все время находиться на уровень выше, а ребенок во время этого процесса нуждается в постоянной поддержке взрослого, потому что, копируя действия взрослого, ребенок развивается.
Сотрудничество с целью развития не означает непосредственное решение проблемы, иногда и с помощью взрослых, а подразумевает организацию совместного поиска решения. Система Занкова принимает ребенка таким, каким он есть. Согласно этой системе, каждый ребенок воспринимается как индивидуум, обладающий собственным образом мышления, индивидуальностью развития и характера. Система охватывает как классную, так и внеклассную деятельность личности. Принципы данной концепции сдедующие: обучение повышенной степени сложности, ускоренное усвоение материала, ведущая роль теоретических знаний, привлечение к процессу обучения учащихся с разным уровнем знаний. Только совокупность всех принципов дает желаемый результат. Развитие личности не носит принудительный характер, а только пробуждает имеющийся потенциал. Интенсивная самостоятельная действительность влияет на развитие ребенка через эмоции. Вопросно-ответная работа напрямую связана с развитием мыслительной деятельности. В сравнении с обычной системой обучения этот метод дает более высокие показатели.
Тема урока Л.А. Лукьяненко, на котором я присутствовал, было введение и закрепление буквы «ч». Подача материала соответствовала возрастным особенностям учащихся. Урок был интегрирован с реальной жизнью, природой. Создавалось впечатление, что педагог украшает стол благоухающими плодами, каждый из которых имеет свой специфический вкус и аромат.
Слова, используемые в процессе введения темы, имели в составе букву «ч». Любовь Афанасьевна искустно сплетала венок из звуков, букв, слов и предложений, запечатлевая их в памяти учащихся. Это была жизненно важная цепочка, звеньями которой были те знания, та информация, которой делилась Л.А. Лукьяненко.
Создавалось впечатление, что это не просто урок по теме «Буква ч», а один из самых значимых моментов в жизни детей. Эта «цепочка» - родной язык. Педагог воспитывает в своих учащихся любовь к родному языку, родной Украине, ее литературе и культуре. Она нанизывала на нить слова, как жемчужинки, используя стихи, пословицы и поговорки.
Любовь Афанасьевна была олицетворением украинского учительства, духа, культуры и искусства украинского народа. Я восхищался увиденным. Как может одна буква создать так много значимых слов? Конечно, украинский язык очень богат, но мастерство педагога заключалось в ее умении найти именно те нужные слова, которые западут в душу, запомнятся навсегда, придадут своей речи красоту и глубокий смысл.
В ходе урока я пришел к выводу, что система Занкова все еще актуальна для Любови Афанасьевны. В классе чувствовалась полная гармония, которая обеспечивала физическое, обучающее, морально-воспитательное развитие личности. Я был свидетелем зарождения жизненно-важных понятий в сознании детей на уроке Л.А. Лукьяненко.
Я пытался предугадать, что же будет в будущем. Сегодняшняя тема урока заключалась в знакомстве только лишь с буквой «ч». Если введение всего лишь одной буквы превратилось в красочное представление, полное приятных неожиданностей, сопоставлений и сравнений, то что же будет потом… Педагог раскрывал своим ученикам такие понятия, как толерантность, взаимоуважение, забота о ближних, уважение и человечность. Любовь Афанасьевна использовала свой опыт и профессиональное мастерство, чтобы показать роль семьи в формировании личности, уважительном отношении к представителям других национальностей, их культуре и обычаям.
Она не просто хороший учитель, она отличный педагог и психолог. Способность разговорить своих учеников дается не каждому учителю. Но не в этом случае. Л. А. Лукьяненко - профессионал своего дела. Она удивляла меня постановкой вопросов, а ее ученики – ответами! Было очевидным, что учащиеся класса получили дошкольное образование и обладают определенным багажом знаний. В классе прошла волна оживления и создался рабочий шум, когда учитель привела пример и назвала слово «чеснок». Учащиеся рассказали о пользе и использовании чеснока в быту, затем построились и изобразили паровоз, издавая звуки «чух-чух», что было не только своего рода обобщением пройденного материала, но и физкультминуткой.
В заключение хочу еще раз отметить профессионализм данного педагога, ее умение обычную тему превратить в большое красочное представление, сделать это на уровне детского восприятия с учетом возрастных особенностей.
Ее мастерство в привитии детям любви к близким, Родине, уважения к окружающим, своей культуре, традициям и обычаям неоценимо. Я благодарен судьбе за возможность познакомиться с Любовью Афанасьевной Лукьяненко.
Комментарии
Отправить комментарий